19 октября, 2018

Картотека сюжетно-ролевых игр




Сюжетно-ролевая игра «Азбука дорожного движения»

Цель: Предупредить детский дорожно-транспортный травматизм через организацию сюжетно-ролевой игры «Азбука дорожного движения».
Задачи:
1. Закреплять знания детей о территории детского сада, достопримечательностях микрорайона, родного города.
2. Продолжать учить выполнять установленные нормы поведения, формировать самооценку своих поступков и поступков других людей на дороге.
3. Совершенствовать и расширять игровые умения детей.
4. Учить детей различать дорожные знаки:
- запрещающие
- информационно-указательные
- предупреждающие
5. Уточнить и закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дорогах, улицах.
6. Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, трамвай, троллейбус).
7. Закреплять представления детей о назначении светофора.
9. Обогащать и активизировать словарь детей.
10. Закрепить знания о профессиях (водитель, инспектор ГИБДД, врач и др.)
Атрибуты для игры: костюмы «Транспорт», «Сотрудник ГИБДД», «Полицейский», регулировочный жезл, рули, переносные дорожные знаки, светофор, флажки для перехода улицы, макеты зданий и деревьев, коляски и куклы, игрушки – машины «Виды транспорта», кошельки, деньги, билеты для проезда в общественном транспорте
Предварительная работа с детьми:
Были организованы экскурсии «Наши улицы», «Правила для пешеходов», «Наблюдение за транспортом», «Сигналы светофора», «Остановка пассажирского транспорта», на которых дети познакомились с правилами поведения и передвижения пешеходов на улицах, закрепили понятия пассажирский, грузовой, специальный транспорт, знания о работе светофора - красном, зелёном сигналах, познакомились с правилами выхода из общественного транспорта.
Были проведены беседы с детьми на темы: «Транспорт», «Труд водителя», «Изобретение светофора», «Правила дорожные детям знать положено».
Расширялись полученные знания о правилах дорожного движения через художественную литературу: Б. Житков «Светофор», Н. Калинина «Как ребята переходили улицу», И. Павлов «На машине», С. Волков «Про правила дорожного движения», Н. Носов «Автомобиль», Г. Юрмин «Любопытный мышонок», Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья», стихи С. Михалкова, стихи Я. Пишумова, Ф. Жичкин «Один человек и сто машин», А. Дорохов «Влиятельная палочка».
Во время свободной деятельности детей были организованы дидактические игры: «Назови правильно», «Назови слово», «Дорожные знаки», «Путешествие на машинах», «Машины на нашей улице», «Найди нужный дорожный знак», «Поставь дорожный знак», «Угадай, какой знак», «Наша улица». В результате игр у детей обогатились представления детей о грузовом и пассажирском транспорте, познакомились с однокоренными словами (транспорт), запомнили дорожные знаки и правила безопасного поведения на улицах, расширили и уточнили знания детей о видах грузового, легкового, пассажирского транспорта и что водители выполняют строго сигналы светофора.
Закреплялись полученные знания также, через организацию подвижных игр: «Цветные автомобили», «Перекрёсток», «Самый быстрый», «К своему сигналу светофора», «Бегущий светофор», «Собери светофор».
Была организована художественно-продуктивная деятельность в ходе, которой дети рисовали, конструировали из строительного материала, бумаги, лепили и изготавливали аппликации.
Варианты сюжетных линий игры:
1. «Дорожно-транспортное происшествие». По сигналу тревоги, выезжают на место ДДП полиция, скорая помощь, пожарная машины. Полицейский осматривает место происшествия. Пожарные тушат огонь. Врач оказывает первую помощь пострадавшему (кукле).
2. «Экскурсия к светофору». Ребёнок берёт на себя роль воспитателя. За ним следует группа детей. На перекрёстке у светофора ребёнок – воспитатель спрашивает, как правильно переходить дорогу. Дети отвечают. Ребёнок – воспитатель встаёт посередине дороги и поднимает красный флажок, дети переходят дорогу.
3. «Красный, зелёный». Дети – пешеходы. Загорелся красный сигнал – дети стоят на месте, зелёный – переходят дорогу.
4. «Затор на дороге». На перекрёстке случился затор. Регулировщик помогает разрешить ситуацию.
5. «Дорожные знаки». Дети изображающие автомобили едут по «улице», обращая внимание на дорожные знаки.
6. «Мяч выкатился на дорогу». Дети играют с мячом. Мяч выкатился на дорогу. Происходит затор. На помощь приходит регулировщик. Он помогает автомобилям проехать. Затем подходит к детям и объясняет, что играть около дороги нельзя.
7. «Островок безопасности». Дети пешеходы с куклами идут по пешеходному переходу на зелёный сигнал. Загорается красный сигнал, пешеходы дошли до середины дороги. Они встают на «островок безопасности» и ждут следующего включения зелёного света светофора.
8. «Нет светофора или светофор сломался». Образовался большой поток машин из-за сломанного светофора. Пешеходы не могут перейти дорогу. На помощь приходит «регулировщик», помогает разрешить ситуацию.
9. «Правила пешеходов». Дети пешеходы идут по тротуару, соблюдая правила для пешеходов: идти, придерживаясь правой стороны; не подходить близко к проезжей части.
10. «Пассажирский транспорт». Автобус «едет» по городу, останавливаясь на остановках. «Пассажиры» выходят из автобуса и переходят на другую сторону дороги, соблюдая правило «обходи автобус сзади».

Сюжетно-ролевая игра «Пешеход».

Информационная часть. Рассказать детям: об обязанностях пешеходов, о том, где разрешается ходить; о правилах перехода в установленных местах; о том, что запрещается пешеходам; о классификации дорожных знаков (предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные и др.)
Атрибуты: набор дорожных знаков, пешеходных дорожек; иллюстрации различных видов транспорта; иллюстрации по дорожным знакам.
Создание проблемной ситуации — Дети отправились на экскурсию по городу.
Задача детей: выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного движения.
Создание проблемной ситуации — Что случится, если не будет дорожных знаков
Задача детей: вспомнить значение дорожных знаков.

Сюжетно-ролевая игра «Пассажиры».

Информационная часть. Рассказать детям: — о правилах поведения в общественном транспорте и обязанностях пассажиров; — о том, где надо ожидать транспортное средство перед посадкой; — правилах поведения в легковом автомобиле; — познакомить с профессией кондуктора.
Атрибуты: шапочка кондуктора, таблички остановок
Создание проблемной ситуации — Детей пригласили в музей.
Задача детей: подобрать безопасный способ передвижения.

Сюжетно-ролевая игра «Службы спасения».

Информационная часть: Рассказать детям о дорожно-транспортных происшествиях и их причинах: движение и переход дороги в неустановленных местах; погодные условия; неожиданный выход пешеходов на проезжую часть; переход на запрещающий знак светофора; игры в неустановленных местах. Познакомить со специальным транспортом и его отличительными признаками (проблесковые маячки синего, красного или оранжевого цвета, специальные звуковые сигналы).
Атрибуты: набор дорожных знаков, пешеходные дорожки; иллюстрации специального транспорта
Создание проблемной ситуации— На вызов едет пожарная машина.
Задача детей: организовать движение других транспортных средств.

Сюжетно-ролевая игра «ГИБДД»

Задачи: Развивать дружеское отношение друг к другу, умение распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью. Воспитывать уважение к труду работников
инспекции безопасности движения, закреплять представление об их значении для жизни города, условиях труда и взаимоотношениях «инспектор-водитель», «инспектор-пешеход». Развивать диалогическую речь.
Оборудование: Жезлы, свистки, дорожные знаки, светофоры, водительские права.
Примерные игровые действия:
-определение места работы инспекторов, работа с планами;
-инспектор-водитель
-инспектор-пешеход;
-оформление документов на машину;
-отчёт инспекторов начальнику ГИБДД

Сюжетно-ролевая игра «Мы – водители»

Задачи: Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, отражать взаимоотношения между играющими. Воспитывать интерес и уважение к труду транспортников, побуждать желание работать добросовестно, ответственно, заботится о сохранности техники, закреплять знание правил дорожного движения. Развивать память, речь детей.
Оборудование: Рули, планы, карты, схемы дорог, различные документы (права, технические паспорта автомобилей, дорожные знаки, светофор, страховые карточки, автомобильные аптечки, телефоны.
Примерные игровые действия:
-диспетчер выдает путевые листы водителям;
-водитель отправляется в рейс, проверяет готовность машины, заправляет машину;
-при необходимости механиком производятся ремонтные работы;
-оказывает необходимую помощь товарищу;
-доставляет груз по назначению;
-приводит машину в порядок;
- возвращается в гараж

Сюжетно-ролевая игра «Улицы нашего города»

Задачи: Расширить представление детей о поведении на улице. Закрепить умение детей применять полученные знания о ПДД в жизни. Развивать речь. Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре. Формировать дружеское взаимоотношение в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.
Атрибуты к игре: жезл, жилетка, дорожные знаки, коляски 2-3 штуки, светофор, машины 3-4 штуки, стульчики, руль, проездные билеты, сделанные детьми.
Предварительная работа:
1. Загадки о видах транспорта.
2. Показ иллюстраций транспорта.
3. Беседа о каждом герое в игре.
4. Изучение правила дорожного движения.
5. Знакомство с новыми профессиями.
6. Загадки о дорожных знаках с показом иллюстраций
Ход игры.
Воспитатель: Ребята, мы живем с вами в красивом городе с широкими улицами, по которым движется много разного транспорта: легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы. И никто никому не мешает. Это потому, что есть строгие правила для водителей и пешеходов. И сегодня мы выйдем на улицу нашего города. А за поведением на дороге нашей улицы будет смотреть инспектор ДПС - дорожно-постовая служба. (Выбирается один ребенок).
Для того, чтобы нам отправиться на улицу, мы поедем с вами на автобусе, а я посмотрю, как пассажиры будут вести себя в транспорте. (Выбирается один ребенок, который будет водителем).
Остальные дети становятся пассажирами. Водитель дает билет каждому пассажиру. Водитель объявляет остановку и несколько детей выходят. Инспектор ДПС смотрит за пешеходами. В случае нарушения делает замечание.
Воспитатель: Мы с вами едем дальше и уже подъезжаем к нашей улице. Давайте поможем водителю доехать до нашей остановки. Смотрите, я вижу знак, как он называется?
Дети: Пешеходный переход.
Воспитатель: Подскажите, что нужно сделать водителю.
Дети: Пропустить пешехода.
Воспитатель: А теперь посмотрите перед нами два знака. Как они называются?
Дети: Кирпич и поворот налево.
Воспитатель: Правильно. А что означает знак кирпич?
Дети: Проезд запрещен. И нам надо ехать налево.
Воспитатель: А это что за знак? И куда нам ехать?
Дети: Поворот направо. Нам надо повернуть направо.
Воспитатель: Теперь мы подъезжаем. Нам нужно поставить автобус, чтобы не мешал другим машинам. Выставляется дорожный знак место стоянки. Водитель объясняет назначение этого знака.
Водитель: Можно оставить автобус и машины в специальном месте. Где не будет никому мешать.
Дети выходят из автобуса. Водитель ставит автобус на место стоянки. И дети становятся водителями, садятся на машины и пешеходами. Девочкам можно дать коляски.
Воспитатель: Ребята, нам надо перейти проезжую часть, но как мы это сделаем, ведь здесь ездят машины.
Дети: Пройти по пешеходному переходу возле светофора.
Воспитатель: А как же наши водители? Что вы должны сделать на сигналы светофора?
Водители: На красный сигнал — остановиться. Зеленый — можно ехать.
Дети переходят дорогу, а водители останавливаются. Инспектор ДПС должен быть в это время очень внимателен.
Воспитатель: Ребята, вы все молодцы! А нам пора возвращать в детский сад. Давайте пройдем к нашему автобусу. И еще раз вспомним, как нужно правильно переходить дорогу. Дети подходят к автобусу и уезжают в детский сад.

Сюжетно-ролевая игра «Нам на улице не страшно»

Задачи: Закрепить у детей знание ПДД. Расширять знания о правилах поведения на улице: объяснить алгоритм перехода проезжей части по нерегулируемому переходу. Учить решать на модели дорожные ситуации и прогнозировать свое поведение в тех или иных обстоятельствах. Воспитывать у детей внимание, сосредоточенность.
Развивать игровую деятельность, предложив различные варианты развития сюжета.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям подойти к макету улиц. Он предлагает разыграть на макете следующие сюжеты:
1. Дети должны перейти проезжую часть улицы по наземному переходу «зебра». Рядом с переходом нет светофора. Отсутствует и регулировщик.
Воспитатель: Наземный пешеходный переход может быть регулируемым и нерегулируемым. Чем они отличаются друг от друга?
На регулируемом переходе есть либо светофор, либо регулировщик. Он обычно обозначается не сплошными белыми полосками, а контурами.
Как перейти проезжую часть по регулируемому переходу со светофором, мы уже знаем: нужно дождаться зеленого сигнала светофора, посмотреть, все ли машины остановились, потом переходить.
А кто из вас знает, как перейти проезжую часть, если переход нерегулируемый: полоски «зебра» есть, а светофора нет?
Вы твердо должны запомнить и всегда выполнять правила:
  • Подойти к переходу «зебра» и остановиться!
  • Посмотреть налево. Почему?
  • Затем посмотреть направо.
  • И еще раз налево.
  • Если машин поблизости нет, можно выходить на проезжую часть и шагать по «зебре»;
  • Дойдя до середины дороги, осмотритесь: не появились ли машины? Если машин близко нет, то смело идите по переходу дальше. А если есть, остановитесь на середине дороги и пропустите их.
2. Давайте рассмотрим такую ситуацию.
Вы — пассажиры автобуса. Автобус подъезжает к вашей остановке, вы выходите.
(Во время рассказа воспитателя дети, выставляют машинки и фигурки людей.) Теперь вам нужно перейти проезжую часть на другую сторону улицы. Как вы будете обходить автобус — спереди или сзади?
Почему? Некоторые дети могут сразу дать ответ на вопрос, так как уже знакомы с правилами перехода.
Воспитатель предлагает им проверить это правило, смоделировав ситуацию на макете.
Если человек обходит автобус спереди, сможет ли он увидеть за высоким автобусом или троллейбусом транспорт, идущий в том же направлении.
Как вы думаете, эта девочка, которая стоит сейчас перед автобусом, видит машину, которая этот автобус обгоняет? Если девочка идет быстро, она может попасть под машину.
Воспитатель подводит детей к мысли, что лучше всего просто подождать, когда автобус или троллейбус отъедут от остановки. Тогда пешеходы смогут увидеть всю проезжую часть, ничто уже не будет ее закрывать. Это позволит правильно оценить ситуацию на дороге и безопасно перейти проезжую часть.
3. Воспитатель предлагает детям смоделировать ситуации, когда машины выезжают на перекресток. Чтобы не столкнуться, какие правила они должны выполнять?
Затем детям предлагается самостоятельно смоделировать различные ситуации на дороге, взяв на себя роли водителей различных транспортных средств или пешеходов, манипулируя игрушечными машинками и человечками-пешеходами. При необходимости они могут внести изменения в макет, достраивая его или убирая лишние постройки, делая необходимую разметку, добавляя или убирая дорожные знаки. Таким образом, дидактическая игра, в которой дети получили новые знания, переходит в самостоятельную сюжетную игру.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на автобусе».

Цель: формирование навыков безопасного поведения на дороге.
Задачи: систематизировать имеющиеся знания и умения поведения на дороге; способствовать использованию практических навыков поведения на дороге в игровой деятельности; содействовать развитию правильного поведения на дорогах; поощрять творческую инициативу детей в игровой деятельности, имеющих разные особенности, способности и интересы; использование проблемных ситуаций в процессе игры; использовать усложняющие задания для развития детей; воспитывать дружеские взаимоотношения детей в процессе игровой деятельности.
Оборудование: письмо, билеты, сумка кондуктора, «деньги», руль, фуражка водителя, стулья для автобуса,
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, кто это к нам стучится. Сейчас я пойду и посмотрю. Воспитатель возвращается с конвертом.
Воспитатель: Это нам письмо прислал Дядя Степа. Вот что он пишет: «Дорогие ребята, здравствуйте! Я вчера проезжал мимо вашего детского сада и видел, как вы играли на транспортной площадке. Очень надеюсь, что вы хорошо знаете правила дорожного движения, и поэтому приглашаю вас к себе в гости, чтобы еще раз рассказать вам о них. С нетерпением вас жду. Ваш дядя Степа».
Воспитатель: Ну что, ребята, поедем в гости к Дяде Степе? Да! А на чем же мы с вами к нему поедем? Отгадайте загадку:
Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
Воспитатель: Да, это автобус. И поедем мы на нем в Дяде Степе. Давайте построим автобус из стульев.
Воспитатель даёт индивидуальные задания для детей по конструированию автобуса (строят из стульев).
Воспитатель: Давайте выберем водителя и кондуктора (дети выбирают водителя и кондуктора) А что еще нужно, чтобы поехать на автобусе? Правильно, нужны деньги, чтобы купить билеты. Дядя Степа об этом позаботился и выслал нам вместе с письмом деньги на билет. Билет стоит десять рублей, берите, сколько вам нужно на билет. Дети берут «монетки» на билет.
Воспитатель: Автобус готов, деньги на билет у нас есть, тогда поехали, занимайте места в автобусе. Дети садятся в автобус, водитель занимает свое место за рулем.
Кондуктор: Приготовьте, пожалуйста, деньги за проезд. Кондуктор выдаёт билеты пассажирам.
Воспитатель: А чтобы нам было весело ехать, давайте споем песенку.
Автобус останавливается.
Кондуктор: Остановка «Цветочный город».
Входит Незнайка, садится на место (индивидуальное задание для ребёнка, способного к импровизации).
Кондуктор: Незнайка, нужно взять билет.
Незнайка: Какой билет? Ах, билет, сейчас возьму.
Вытаскивает из карманов рогатку, болтики, гайки, бумажки, наконец находит деньги и начинает считать. «Монеток» не хватает.
Незнайка: У меня не хватает на билет. А мне очень надо к дяде Степе, он научит меня правилам езды на велосипеде.
Кондуктор: Ну что ж, ответь на наши вопросы и можешь ехать.
Воспитатель: (задает вопросы Незнайке о правилах поведения в транспорте)
-Как правильно себя вести в автобусе или маршрутке?
-Кому нужно уступать место в транспорте?
-Можно ли разговаривать с водителем во время движения?
-Как нужно выходить из транспорта?
Незнайка отвечает не всегда правильно, дети ему помогают.
Водитель: У меня случилась беда, я проколол колесо гвоздем, теперь нужно поменять его. Кто мне поможет? (Задание усложняется: дети должны помочь продумать варианты, способы замены колеса, выслушиваем их предложения). Дети помогают водителю поменять колесо с помощью игры.
Водитель: ну вот и все, можно ехать дальше.
Автобус останавливается.
Входит полицейский дорожно-патрульной службы (индивидуальное задание для ребёнка).
Обращается к водителю и пассажирам.
Полицейский: Сегодня на дорогах нашего города проходит акция «Знаете ли вы правила дорожного движения?» И вы будете ее участниками. Согласны? Да!
Полицейский: Тогда начнем.
Воспитатель задает детям задания по правилам дорожного движения.
1. Что регулирует движение транспорта и пешеходов? (светофор)
2. А если для машин горит зеленый сигнал, что это значит для них и пешеходов?
3. Как называют людей, которые ходят пешком, водят автомобили, наводят порядок на дороге?
Полицейский: Ну вот, молодцы вы, ребята! Быстро справились с моими заданиями. Теперь не смею вас больше задерживать, в добрый путь!
Наконец дети прибывают на свою остановку, их встречает дядя Стёпа (роль исполняет ребёнок). Он очень рад гостям и хочет с ними повеселиться. Воспитатель предлагает потанцевать, поиграть.
Воспитатель читает стихотворение:
Автобусы, троллейбусы, машины и трамваи бегут, бегут по улицам, друг друга обгоняя.
Регулировщик – светофор, как дирижёр в оркестре, укажет он кому идти, кому стоять на месте.
Наезда можно избежать и столкновения тоже –на перекрёстках всех дорог наш светофор поможет.
Со светофором я дружу, внимательным бываю, на красный сигнал я не хожу, зелёный ожидаю!

Комментариев нет:

Отправить комментарий