19 октября, 2018

Ошибки семьи в воспитании ребенка

 РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». (А. С. Макаренко)

В каждой семье складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания

4 типа воспитания (4 вида взаимоотношений):

  1. Диктат - игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса
  2. Опека - удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя
  3. «Невмешательство» - независимое существование взрослых от детей.
  4. Сотрудничество - в семье общие цели и задачи совместной деятельности, ее организация и высокие нравственные ценности.

 

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ:

№1 Обвинения и угрозы

Наряду с чувством стыда многие родители активно используют чувство вины. Обвиняя, многие пытаются дать детям своеобразный толчок к достижению успеха. Только эти благие намерения не оправдываются, ребенок начинает замыкаться. Постоянные обвинительные высказывания родителей приводят к тому, что у ребёнка пропадает интерес к жизни, он ощущает себя ни на что не способным созданием. Применение запугивания и угроз тоже ни к чему хорошему привести не может. Особенно это относится к знаменитой фразе «Мы больше не будем тебя любить». Для маленьких детей это шок, истерика.  Вы в любом случае эту угрозу не выполните, и ребёнок начнёт это понимать со временем.

Последствия: ребёнок потеряет к вам доверие и будет видеть ложь в любых ваших словах, неоправданные угрозы просто перестанут действовать. 

№2 Непоследовательность и несогласованность в воспитании

«Нет худшего в воспитании, чем противоречия». Это очень распространенная ошибка. Если малыш набедокурил, родители ругают его и предупреждают о всевозможных ограничениях. Но проходит некоторое время и мама, забыв о том, что недавно грозила ребенку, отменить прогулку в парке или просмотр мультфильмов, словно забыв о собственном обещании, ведет на аттракционы или включает мультсериал. Если кто-либо из родителей требует, а другой снимает, отклоняет эти требования – это самое худшее. Требования к детям должны быть одинаковыми у всех членов семьи. Иначе они просто научатся приспосабливаться к ситуации. Часто споры о правильности той или иной позиции ведутся прямо при детях.

Последствия: ребенок растет своевольным, он перестает воспринимать всерьёз слова родителей. Получается, как в пословице: «Собака лает – ветер носит». Также возможно проявление неуважения к тому родителю, чью позицию ребенок воспринимает, как невыгодную для себя, его мнение перестанет быть авторитетным. Ребёнок быстро научится ловчить, лгать. Личность, уклоняющаяся от любых обязанностей, но при этом имеющая большие претензии к жизни, другим людям имеет установку всех обманывать, плести интриги, «подсиживать». Рано или поздно, такая личность вступит в серьёзные противоречия с обществом, а общество начнёт воспитывать такую личность довольно жёстко и как результат - дезадаптация.

№3 Неровное отношение к детям

Неровное отношение к ребенку. Чаще встречается в семьях, состоящих из ребенка и одинокой матери.

Зачастую родители свои проблемы и неприятности переносят на общение с детьми, что в корне неправильно. В одни моменты времени мы их целуем, балуем, покупаем все, что просят. Уже завтра можем кричать, злиться или просто замыкаемся, не обращаем на них никакого внимания. Разные «можно» и «нельзя» целиком зависят от нашего настроения.

В результате такого поведения дети делают простой вывод – неважно, что я сделал, все зависит от маминого (папиного) настроения. Они не видят вашей радости за их маленькие достижения, не осознают, что вы расстроены их проступками.

Последствия: вырастет истеричная особа, не умеющая контролировать свое поведение.

Отвыкайте срывать на младших свою злость, ведь они просто не знают, чего от вас можно ожидать в следующий момент времени. Скорее всего, ребёнок просто замкнется в себе, отстранится от вас.  

№4 «Крик – проявление слабости».

Ребёнок привыкает к крику и перестаёт на него адекватно реагировать. Кричащий теряет авторитет в восприятии ребёнка. Если ваши отношения с ребёнком дошли до вашего крика это убедительный признак того, что вы уже упустили многое и заслуживаете оценку за ваше воспитание «неуд». Хороший родитель не кричит, не унижает личного достоинства ребёнка, не бьёт по его самооценке, а ребёнок выполняет просьбу (даже не требование) родителя с первого обращения.

№5 Категорический запрет

Определенный круг запретов у детей должен быть, но любой из них нужно объяснить. Ребенок должен понимать, почему ему запрещено одно и разрешено другое, на чем основано такое мнение родителей.

Прежде чем запретить, постарайтесь разобраться в причинах. Почему ваш ребенок это сделал? Возможно, он не просто так «наелся краски, а пополнил свой организм какими-то отсутствующими веществами»

Последствия: любые категорические запреты, которые вы не удосужились объяснить, научат ребёнка делать то же самое втайне от вас.

№6 Чрезмерная опека

Есть такая категория мам, которых условно можно назвать «мамы-наседки». Такие мамочки излишне опекают своих детей, что тоже приносит вред их развитию.

В каждом определенном возрасте дети уже могут что-то делать самостоятельно. У каждого человека время такой самостоятельности индивидуально, но приблизительные границы все-таки существуют. Например, дошкольник в состоянии одеваться и обуваться сам, не нужно это делать за него. Пусть он лучше несколько раз застегнет куртку неправильно, прежде чем выйти из дома, но зато он сделает это САМ.

Последствия: такая гиперопека отрицательно сказывается на разных сторонах жизни вашего ребёнка. Он долгое время не сможет найти друзей, не научится высказывать свое мнение и отстаивать его, а может и «заработать» невроз.

Развивайте самостоятельность своих детей и поощряйте любые их инициативы.

№7 Излишняя требовательность и баловство

Ребенок не должен находиться в рамках постоянной строгости и непомерных требований. Небольшие промахи и шалости должны обязательно прощаться.

Это совсем не значит, что нужно отступить от своих ежедневных требований и устраивать постоянные поблажки. Но в роли дрессировщика тоже выступать не надо. Используйте метод убеждения, объясняйте, почему нужно делать так и нельзя по-другому. В противном случае ребенок научится выполнять требования только в вашем присутствии и забывать о них, когда вас нет рядом.

Последствия: упрямство, неуверенность в собственных силах, раздражительность, низкая самооценка.

Излишнее баловство тоже не выход. Выполняя все детские «хочу», вы просто растите эгоиста, которому не нужно прикладывать абсолютно никаких усилий для выполнения собственных желаний.

Последствия: Этот просчет в воспитании приводит к тому, что ребенок вырастает эгоцентричным и черствым, неспособен нормально адаптироваться к условиям жизни во взрослом возрасте, он просто не сможет преодолеть даже самое мизерное препятствие.

№ 8 Попустительство.

Ребенок делает то, что считает нужным, не считаясь с мнением и желаниями окружающих людей. Например, приходя в гости, начинает требовать, чтобы ему дали приглянувшуюся вещь, хотя она является хрупкой, и хозяева ею дорожат, или во время воскресного обеда в кафе, начинает бегать по залу, приставать к чужим людям, пришедшим отдохнуть. Родители такого ребёнка приходят в недоумение: «Ну и что? Он же ребенок!»

Последствия: вы гарантировано вырастите махрового эгоиста и наглеца.

№9 Дефицит ласки

Дети любого возраста нуждаются в ласке. Именно она позволяет им ощутить себя любимыми. Не отказывайте своему ребенку в этом удовольствии, дайте ему немного уверенности в себе и своих способностях.

Важный момент – ласку нельзя навязывать. Не заставляйте детей целовать вас насильно, формируя тяжкую обязанность. Любые объятия и поцелуйчики должны идти от души. Телесный контакт чрезвычайно важен маленькому человечку, впрочем, как и взрослому. К сожалению, иногда родители считают излишним проявлять нежные чувства к ребенку.

Последствия: ребенок вырастает замкнутым, недоверчивым. 

№ 10 Навязывание роли.

Чаще наблюдается в семьях, где мамы одиноки или нет эмоциональной связи между родителями. Мать начинает рассказывать о своих неудачах, обсуждать других людей, навязывая проблемы, к восприятию которых ребенок не готов.

Последствия: непосильные для ребенка психические нагрузки могут вызвать пессимизм и нежелание жить, стирается должная дистанция между взрослым и ребенком.

№11 Наполеоновские планы

Пожалуй, у любого человека есть своя нереализованная мечта. Став родителями, многие начинают перекладывать эти мечты на своих детей и «запихивать» их в различные кружки и секции. Например, отдают его в плаванье не для того, чтобы он физически развивался и укрепил здоровье, а исключительно из желания сделать из своего чада чемпиона.

Оставьте ребенка в покое и дайте ему выразить собственное мнение. У вашего ребенка наверняка есть свои предпочтения относительно дополнительных занятий, вот пусть он и развивается в этом направлении.

Последствия: если ребенка не привлекает данная деятельность, то, вырастая, он будет протестовать любым способом. Если деятельность по душе, но он не оправдывает чаяния родителей, то формируется низкая самооценка, недовольство собой. 

№12 Чрезмерный контроль.

У человека должно быть определенное пространство, чтобы он мог самостоятельно делать выбор. Иногда родители полностью игнорируют желания ребенка, взяв под контроль любые жизненные проявления (выбирают друзей, отслеживают телефонные звонки и пр.)

Последствия: как и в предыдущем случае, - протест против ненужной опеки в виде уходов из дома, употребления алкоголя и т.д.

№13 Недостаток времени

Одна из ошибок родителей – мало времени на занятия с детьми. Все мы очень заняты на работе и в повседневной жизни, у нас есть свой круг обязанностей, но это совершенно не значит, что о потребностях ребенка нужно забыть. Он нуждается в вашем внимании и совместном проведении времени.

Недостаточно просто проводить ребенка в сад или школу, купить понравившуюся вещь, приготовить еду. Важно уметь выкраивать время и на увлечения вашего ребёнка. Посмотрите вместе мультфильм или выберите время для совместной прогулки.

Последствия: ваш ребёнок будет чувствовать себя забытым, искать утешения на стороне. Не позволяйте чужим людям стать ближе родных.

№14 Денежный вопрос

Замена любви деньгами непозволительна, но практикуется часто. Понятно, что вы пытаетесь заработать как можно больше, чтобы у ребенка было все необходимое. Но деньги не способны заменить родительскую любовь и ласку. Любая самая дорогая покупка померкнет, если малышу недостает вашего внимания и заботы. Ребенок растет счастливым, когда ощущает свою значимость для родителей.

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

«Труд – лучший инструмент воспитания». Приобщать ребёнка к труду необходимо с детства. Вначале это навыки самообслуживания, затем – помощь другим членам семьи. В 5 лет у ребёнка уже должны быть свои, закреплённые за ним, обязанности.

Многие родители совершают ошибку, когда размышляют примерно так: «Ещё наработается, когда вырастет, а сейчас пусть наслаждается беззаботным детством».

Если не воспитывать у ребёнка трудолюбие с детства, с первого года жизни, то с началом обучения в школе ему придётся очень усиленно и непривычно много трудиться, значительно больше, чем тем, кто уже готов к учебной деятельности (а это большой труд). Любой труд ускоряет взросление ребёнка.

 Через труд вы воспитываете в ребёнке волю, целеустремлённость.

«Воспитывайте своим примером».  Слова родителя должны соответствовать его поступкам. Если вы говорите ребёнку, чтобы он убирал за собой игрушки, а у вас у самих в жилище нет порядка, то ребёнок перестанет вам доверять и ваш авторитет в его глазах упадёт до 0.

Уважайте в ребёнке его «Я».  Запомните, ребёнок – это не ваша собственность и не ваш раб. Он, его душа, выбрал вас в качестве родителей, чтобы помочь вам реализовать своё предназначение на Земле.

Не каждым своим ребёнком родители довольны, но эти родители забывают (или не знают) закон Вселенной – «каждый имеет то, что заслуживает». Значит, такой ребёнок послан вам специально, чтобы вы осознали зачем, для чего вам это и изменили что-то очень важное в себе и в отношениях с окружающими.

Если с дошкольного возраста ребёнок чувствует, что родители уважают его, учитывают его желания, мнения, то тем самым формируется самодостаточная, гармоничная личность, уважающая себя и умеющая уважать других.

В заключении, информация к размышлению: на 80-85% всё поведение человека определяется его генотипом, т.е. наследственностью («На осинке не растут апельсинки»).

Рецепт счастья:

Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте, как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кого встретите на своем пути.

Комментариев нет:

Отправить комментарий