15 сентября, 2018

Уроки этикета «Если в автобус вошли…»

Цель: расширять знания детей о различных видах транспорта, закреплять правила поведения в общественном транспорте; правила дорожного движения.

Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. Развивать мыслительные операции. Воспитывать дружеские отношения, культуру поведения в транспорте.

Оборудование: Картинки с изображением различного вида транспорта, магнитная доска, билеты. Картинки с изображением ситуаций поведения в транспорте, кукла, кружки (красный, зелёный), фонограмма-минус песни "Мы едем, едем, едем".

Ход занятия:
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, вся моя Земля!
Мы проснулись очень рано,
И приветствуем тебя!

Воспитатель: И я рада приветствовать вас!
Ребята, у нас сегодня урок этикета, а о чём мы с вами сегодня будем говорить догадайтесь сами отгадав загадку:
«Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи скорей!» (Транспорт)

Воспитатель: Правильно, о транспорте, а точнее о правилах поведения в общественном транспорте.
-А какой транспорт вы знаете?

Загадки:
Что за птица? Песен не поёт, гнезда не вьёт.
А груз и людей везёт. (САМОЛЁТ)

Железные избушки прицеплены друг к другу
Одна из них с трубой, везёт всех за собой? (ПОЕЗД)

Надеваем обувь резиновую,
Кормим водой и бензином (АВТОМОБИЛЬ)

Паровоз без колёс
Вот так чудо – паровоз
Не с ума ли он сошёл
Прямо по морю пошёл. (ПАРОХОД)

Два колёсика подряд
Их хозяин вертит,
А поверх торчком
Сам хозяин крючком. (ВЕЛОСИПЕД)

Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома. (ТРАМВАЙ)

Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (АВТОБУС)
- Как называется транспорт, который перевозит пассажиров? (Пассажирский) А как его ещё по-другому можно назвать? (Общественный)

На доске вывешиваются картинки с изображением различных видов транспорта. Задание: Необходимо выбрать карточки, на которых изображен общественный транспорт.
-Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня такой замечательный день и я хочу вас взять с собой в путешествие на автобусе. Тогда не будем терять ни минуты.

Выбираем водителя:
«Раз, два, три, четыре, пять.
Мы решили поиграть,
но не знаем, как нам быть,
не хотел никто водить!
На тебя укажем мы:
это точно будешь ты!»

-А чтобы нам отправиться в дорогу нужно купить билеты. Занимайте свои места согласно купленным билетам. (Дети рассаживаются на стулья). После чего автобус отправляется в дорогу.
-С песней ехать веселее, поэтому предлагаю спеть песенку (Играет фонограмма-минус «Мы едем, едем, едем…»).

1. Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
2. Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
И в песенке поётся
О том, как мы живём.
3. Красота! Красота!
Этикет, как доброта.
Вежливости учит,
Нет предмета лучше.
Быть воспитанным так важно,
Это знает каждый!

Остановка «Парк культуры»
На этой остановке мы с вами будем говорить о правилах поведения в общественном транспорте. А помогут нам стихи о правилах поведения в транспорте:

Уступай место старшим! «Лев в автобусе сидел И в окошко всё глядел. Рядом бабушка стояла, Сумку полную держала Лев, и сильный, и большой, Место бабушке больной Уступить не захотел. Она стояла, он сидел. Это грустно и обидно, И за Льва, конечно, стыдно Старших надо уважать И места им… уступать». He толкай других пассажиров! «Битком набит автобус был. Медведь пробраться вглубь решил, Всех пассажиров растолкал И гордо в середине встал. Ему Кондуктор говорит: - Хоть ты имеешь гордый вид, Запомни: ты тут не один, Не самый главный господин! Ты помогай себе словами, А не тычками и пинками». Не мусори в транспорте! «Возмущается народ: Белка семечки грызёт, Шелухой засыпан пол. К Белке Заяц подошёл: - Белка, так не поступают, Мусор на пол не кидают. А сумела набросать - Так сумей его… убрать».

-С каждым днем ты становишься всё взрослее. Сначала мама возит тебя в детский сад, потом ты будешь ездить самостоятельно в школу, в кино, театр. Ежедневно тебе придется пользоваться общественным транспортом. А знаешь ли ты, как ведет себя воспитанный человек в транспорте? Давайте послушаем важные правила»:
• Входя в салон автобуса, не надо здороваться со всеми людьми, там находящимися. Говорите: «Здравствуйте» только тем, с кем хорошо знакомы или очень часто ездите вместе.
• За проезд в общественном транспорте каждый пассажир самостоятельно за себя платит.
• Согласно правилам этикета, при входе в городской транспорт мужчины должны пропускать вперед себя всех женщин.
• Каждый, уважающий себя человек, не будет расталкивать локтями всех входящих пассажиров и протискиваться первым, чтобы занять свободное местечко. В первую очередь он пропустит пожилых людей, инвалидов и женщин с детьми. Поможет им подняться в салон.
• Не останавливайся у входа (если ты не выходишь на следующей остановке), а пройди в середину салона – оставь место людям, которые заходят после тебя.
• Входя в транспорт, нужно снимать рюкзаки и сумки-ранцы, чтобы не задеть (иногда даже запачкать) людей.
• Всегда уступай место пожилым людям, малышам, женщинам с тяжелыми сумками, когда ты сел, а свободных мест больше нет.
• В общественном транспорте не стряхивают снег или капли дождя с одежды, не едят, не входят с мороженым в руках.
• Согласно этикету, в салоне не причесываются, не чистят ногти, не ковыряют в носу, зубах, ушах...
• Некрасиво рассматривать пассажиров в общественном транспорте, не опирайся на них всем телом.
• Если салон переполнен, ты едешь стоя и тебе неудобно держаться за поручни, потому что в руках у тебя торт или цветы, не стесняйся - можно вежливо попросить сидящих подержать их.
• Когда в транспорте кто-то читает книгу или газету, некрасиво заглядывать в неё.
• В транспорте неприлично громко смеяться и разговаривать, обсуждать свои проблемы по телефону и спорить во всеуслышание с друзьями. Если тебе человек сделал замечание – не груби, возьми это себе на заметку!
• Не пачкай сиденья в салоне, а тем более не разрисовывай их.
• Домашних животных: кошек, птиц, мелких грызунов принято перевозить в специальных клетках; собак - непременно в наморднике.
• К выходу надо готовиться заранее (особенно, если много пассажиров). Спрашивай у стоящих впереди: «Вы выходите на следующей остановке?» Извиняясь, попроси разрешения тебе пройти, но ни в коем случае не толкайся, прокладывая себе дорогу, «набрав в рот воды».
• Если ты едешь с девочкой, то должен постараться выйти первым, помочь своей спутнице спуститься со ступенек, подав при этом ей руку.
Будь доброжелательным, внимательным и вежливым!

Игра-инсценировка: «Пассажиры в автобусе»
Атрибуты: кепка для дедушки, палочка для старика, кукла.
Задание: показать, как дети будут садиться в автобус и вести себя там.
Смоделировать ситуацию таким образом, чтобы часть сидений было занято и всем места не хватило.

Остановка «Автошкола»
МП/И «Регулировщик»
Регулировщик воспитатель- показывает ребятам, выстроившимся перед ним в круг, попеременно один из двух сигналов. Участники игры при виде красного сигнала стоят на месте, при виде зелёного шагают по кругу. Того, кто ошибается регулировщик штрафует- лишает права участвовать в игре. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.

Остановка «Дом творчества»
Коллективная работа: (Дети делятся на 2 команды)
Воспитатель предлагает первой команде выбрать из предложенных картинок, только те на которых нарисовано «Как нельзя себя вести в транспорте». Второй команде- выбрать правила поведения в транспорте «Как правильно себя вести в транспорте»

Заключительная часть:
- Мы ехали, мы пели
И с песенкой смешной
Все вместе, как сумели,
Приехали домой.

Нам солнышко светило,
Нас ветер обвевал,
В пути не скучно было,
И каждый напевал:

Дети вместе:
«Красота! Красота!
Этикет как доброта.
Вежливости учит,
Нет предмета лучше.
Быть воспитанным так важно
Это знает каждый!»

-Мы все благополучно вернулись домой.
-А теперь давайте подведем итоги нашего путешествия.
-Что вам понравилось? Какие задания для вас были легкими, а какие – трудными?
(Ответы детей).
-Надеюсь, что вы хорошо усвоили правила поведения в общественном транспорте и теперь всегда будете помнить о них в любой поездке по городу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий