26 апреля, 2018

Психологическая готовность к школе

 Конспект выступления на родительском собрании

 «Психологическая готовность к школе»

 
Психологическая готовность к школе – это, собственно, и есть желание учиться. Для одних детей она выражается в стремлении обладать внешними атрибутами школьной жизни (портфель, форма). Правда, со временем желание просто исполнять роль ученика не перерастает в интерес к получению знаний. Других - привлекает возможность узнать что-то новое. И, например, уроки чистописания им бывают скучны, т.к. не приносят пищу для ума, а только развивают технику письма. Все это происходит из-за недостаточно сформированной психологической готовности к школе. Ее можно определить следующими критериями:
  1. Мотивационная готовность
  2. Волевая готовность
  3. Интеллектуальная готовность
  4. Эмоциональная готовность 
Мотивационная готовность предполагает желание учиться, получать знания; умение слушать учителя и выполнять его задания; определенный уровень развития мышления, памяти, внимания. Для ребенка учеба – это праздник. Он считает себя взрослым. Поэтому необходимо понимание со стороны близких. Мотивировать учение можно так: «В школе у тебя появится новая интересная работа, такая же как у мамы и папы». Главное понять ребенку для чего он пойдет в школу, мотив. 

Волевая готовность предполагает умение подчиняться правилам, соответствовать требованиям; умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания. Волевая готовность – это способность управлять своими эмоциями и поведением, умение поддерживать порядок на рабочем месте, стремление преодолевать трудности, стремление к достижению результата своей деятельности.
 
Для формирования волевых качеств важно, чтобы дети дома имели доступные их возрасту трудовые обязанности, несли ответственность за их выполнение. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котенка, поливать цветы. Родители не должны сами делать то, что дети забыли или не захотели выполнить. Практика показывает: если дети до поступления в школу имели дома посильные для их возраста обязанности, то, как правило, они легче справляются с учебной деятельностью. 
 
Интеллектуальная готовность подразумевает определенный уровень мыслительных процессов, таких как память, внимание. Ребенок должен уметь обобщать, сравнивать, классифицировать разные объекты, выделять существенные признаки вещей и явлений, делать выводы.
 
Эмоциональная готовность к школе предполагает умение устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми, постоять за себя (не применяя силу), адекватно реагировать на замечания, попросить о помощи, предложить помощь, сопереживать окружающим, выражать свои просьбы, признавать свои ошибки.
 
Если диагностика этих качеств не вызывает сомнений в готовности ребенка к обучению в школе, можно сделать вывод, что ребенок не испытает стресса и будет учиться успешно.
 
В начале года мы провели психолого-педагогическую оценку готовности к обучению в школе. Показатель готовности по группе выше показателя неготовности к обучению в школе. Но все равно следует обратить внимание родителей на работу с детьми дома. Развивать графические навыки можно занимаясь в тетрадях с прописями, рисуя, срисовывая, раскрашивая. Учиться счету можно применяя различные настольные игры или в быту во время обычного похода в магазин, развешивая белье попросить принести столько-то прищепок, во время приготовления ужина попросить сосчитать овощи, сравнить чего больше.

Комментариев нет:

Отправить комментарий