26 апреля, 2018

Отличие понятий число и цифра

 Консультация для родителей по ФЭМП

Отличие понятий «число» и «цифра».

Число — это понятие, отражающее количество.

Цифра — это знак (символ) для обозначения чисел.

Например: Число 5 обозначает количество. А само это число 5, мы записываем с помощью цифры «5».

Числа служат для счета предметов, измерения величин (длины, отрезка и т.д.)

Числа записываются одной или несколькими цифрами.

Цифра — это знак для обозначения числа. По аналогии с алфавитом — это буква. Буква обозначает звук. Цифра — число. В нашей культуре мы используем 33 буквы русского алфавита для записи слов, и 10 арабских цифр для записи чисел (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9).

Теперь, обратите внимание, важный момент — для записи числа 34, мы используем цифры «3» и «4». Сами по себе цифры еще не определяют число. Например, с помощью тех же самых цифр мы можем записать и число 43, и число 4433 и т.п.  Точно так же, как мы записываем многообразие слов, используя лишь 33 буквы алфавита.

Значит, когда мы учим с ребенком знаки на карточках/кубиках («А», «Б», «В», «4», «5», «+», «–») — то речь идет о цифрах, т.е. о знаках, которыми мы впоследствии будем обозначать числа. Учимся писать мы тоже буквы и цифры. Но когда мы переходим к счету (подсчету, называнию количества) — мы говорим с ребенком о числах.

«Напиши число 3. А теперь прибавь к нему 2», — корректно. «Запиши цифру 8. И отними 4», — некорректно. От цифры (как и от буквы) мы ничего отнять не можем. Правильно будет: «Запиши число 8…»

«Напишите цифру 17», — некорректно. Нет такой цифры среди арабских. Правильно будет: «Напишите число 17».

 

Состав числа

От учеников начальной школы требуется отлично уметь считать устно. Родителям приходится задаваться вопросом — как объяснить, что, к примеру, 8 — это 5 и 3? Для успешного освоения курса математики надо постараться еще до школы выучить с ребенком состав чисел.

Нарисуйте с ребенком на бумаге числовые домики. Эти домики — многоэтажные дома, на каждом этаже которого расположено по две квартиры. Напишите в треугольнике-крыше число от 2 до 10. Объясните, что на одном этаже живет столько жильцов, сколько обозначает хозяин-число. Используйте счетные палочки, кубики или иные материалы, чтобы помочь ребенку «расселить» жильцов.

·        К примеру, пусть хозяином будет число 6. Выберите 6 палочек. На первом этаже в одной из квартир пусть живет один человек — отодвиньте палочку. Следовательно, в другой квартире пять жильцов. Значит, шесть — это пять и один. Таким образом, заселяя числовой домик, получите пары 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3, 4 и 2, 5 и 1 — итого в числовом домике пять этажей. Для большей эффективности развесьте плакаты с такими домиками в квартире и периодически спрашивайте ребенка.

Вовлекайте ребенка в решение обычных бытовых задач. Например, если в вашей семье — трое человек, предложите ребенку задачку следующего типа. Поставьте на стол одну тарелку. Задайте ребенку вопрос, сколько еще тарелок нужно поставить, если всего в семье трое человек. Он должен ответить вам, что нужно поставить еще две тарелки. Следовательно, одна и две тарелки составляют три тарелки. Изготовьте карточки с составами разных чисел и просматривайте их с ребенком.

 

 Как научить ребёнка разбираться во времени

Если взрослый может ориентироваться «по внутренним» часам, ребёнку необходимо сначала освоить время по обыкновенным часам. Но как это сделать, ведь даже понятия «вчера», «сегодня» и «завтра» понимаются им расплывчато.

Родителям необходимо в разъяснительно-развлекательной форме попытаться привить ему чувство и понятие времени. Нужно отметить, что дети, которые живут по строго предписанному родителями распорядку дня, способны быстрее усвоить понятие времени. Когда ребёнок живет по распорядку, он знает, что после завтрака он идет гулять, после обеда ложится отдыхать и так далее. В его сознании уже сформировано своего рода понятие времени. Теперь остается только подкорректировать детское понимание этой категории.

Первое, что нужно сделать - это показывать, на каких цифрах находится стрелка в то время, когда ребёнок садится завтракать, обедать, ужинать, в общем, обращаться к часам на протяжении всего дня. Когда ребенок запомнит, что в час дня он обедает, а в восемь вечера ужинает, можно далее продолжать обучение.

Для того чтобы не происходило путаницы, рекомендуется ребенка обучать по часам исключительно со стрелками, нежелательно использование часов с римскими цифрами. Чтобы объяснить, что такое «час», «минута», «секунда», можно обращаться к словам «очень быстро», «быстро», «долго». Необходимо, чтобы ребёнок четко запомнил, что на часы указывает короткая стрелка, а на минуты длинная. Когда ребенок это усвоит, ориентироваться во времени станет значительно легче.

 

 Дни недели и времена года – тоже время

Для того чтобы усвоить понятие времени, не только необходимо научить ребёнка понимать по часам, но и разбираться в днях, неделях, месяцах. Запомнить дни недели можно по режимному типу, а именно: каждый день недели должен у ребенка ассоциироваться с каким-либо событием. Если вся семья собирается дома, значит, это суббота, если с мамой и папой ребёнок идет в кукольный театр, парк, зоопарк и так далее, значит, это воскресенье. Каждый день недели – это определенные ассоциации. Через некоторое время ребенок запомнит все дни недели по названиям, что окажет благоприятное влияние на его общее развитие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий