09 сентября, 2020

Конфликты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КОНФЛИКТЫ»

 

Что делать родителям, если у ребёнка возник конфликт с воспитателем?

Конфликтные ситуации между педагогами и детьми – это нередкое явление. Часто они перерастают в настоящее противостояние, между сотрудниками детского учреждения и родителями, подключая и втягивая в конфликт огромное количество других людей.

Есть категория родителей, которая, услышав, что любимую деточку поругали, сразу мчит «на разборку», и, не давая возможности объясниться, пугает педагога тем, что закидает жалобами все органы и комитеты, пишет докладные администрации учреждения, требуя немедленного «возмездия».

Где найти золотую середину, помочь своему ребёнку и не испортить отношения с воспитателями?

  • Маленькие дети ещё не обладают способностями вести конструктивные диалоги. В конфликтной ситуации часто не могут найти адекватное решение проблемы, правильно объяснить причины происходящего. Кроме всего прочего, в конфликте со взрослым ребёнок имеет подчинённую позицию, и соответственно неравные возможности.
  • Если ребёнок пожаловался на то, что у него произошёл конфликт с воспитателем, расспросите его об этом подробнее.
  • Важно, чтобы ребёнок вам доверял, не скрывал происходящее, не боялся, что его поругают или накажут. При разговоре старайтесь убрать лишние эмоции, и избегайте субъективных оценок происходящему.
  • Проанализируйте всё услышанное. Ребёнок видит ситуацию в соответствии с уровнем своего развития, и той средой, в которой он находится.
  • К примеру, есть дети, которые требуют чрезмерного внимания к себе от воспитателя, такого, какое получают дома. Им трудно объяснить, почему воспитатель не может долго сидеть с ними, водить только их за ручку. Борясь за внимание взрослого, дети часто ревностно относятся к другим детям группы, не позволяют им подходить к воспитателю, начинают проявлять агрессию, за это их сажают на стул, или ругают. Расценив такое поведение взрослого «по-своему», они могут жаловаться родителям, что их в саду «не любят».
  • Есть другие примеры, когда дома у ребёнка нет обязанностей, он делает что хочет, родители не уделяют ему особого внимания, «лишь бы не мешал и дал отдохнуть».  Основное времяпровождение ребёнка дома – это игры на компьютере.  Придя в сад, такой ребёнок не может должным образом приучиться к порядку и режиму, ему неинтересны обычные занятия, и игры со сверстниками, он продолжает делать то, что ему хочется, что соответственно тоже приводит к определённым конфликтным ситуациям.

Эти ситуации должны заставить родителей взглянуть на детско-родительские отношения, с другой стороны.

Бывает родителю достаточно подробно разъяснить происшедшее, и ребёнок понимает, что «заслужил» 10 минутное сидение на стуле.

  • Часто, громкий голос воспитателя может восприниматься ребёнком, недавно пришедшим в сад, как крик. В этой ситуации достаточно объяснить, что воспитателю приходится так говорить, чтобы его все услышали, и он при этом не сердится, ребёнок уже не будет так остро реагировать на громкий голос.
  • Есть ситуации, где ребёнку можно сказать, что у воспитателей тоже бывает плохое настроение, поэтому они много ворчат и сердятся. И тогда не нужно лишний раз им надоедать.

Основные субъективные причины конфликта родитель-воспитатель:

1. Самое главное недовольство родителей заключается в том, что большинство педагогов ДОУ не применяют в своей работе индивидуальный подход к детям. Завышенные требования родителей связаны с тем, что ребенок воспринимается ими как сверхценность, смысл жизни, кумир, которому подчинен уклад жизни семьи. И каждый родитель желает, чтобы педагог сделал все возможное для воспитания и развития ребенка. При этом сами родители, как правило, интересуются жизнью своих детей в ДОУ довольно поверхностно, не уделяя внимания каждому моменту.

Родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад «всему научит», а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития своих детей, но у него есть свои специфические задачи, и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи.

2. Другая причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность, как человека и родителя.

3. Еще одна проблема — это страх родителей, в особенности мам, потерять контроль над своим ребенком. Когда они видят, что ребенок погружается в новую жизнь, в них просыпается настоящая ревность по поводу того, что их чадо теперь полностью им не принадлежит. Такая условная грань «борьбы» за детей действительно существует. Чем квалифицированнее воспитатель, чем больше он любит свою работу, тем более ревностно он относится к детям, пытаясь передать родителям свое представление о самых разных сторонах воспитания и развития ребенка. В сознании же родителей может сложиться мнение, что воспитатель «навязывает» им свою точку зрения.

4. Есть причина, косвенно разрушающая отношения между воспитателем и родителями, — это особенности самого ребенка. Если ребенок хорошо подготовлен к детскому саду (вписывается в режим, умеет одеваться—раздеваться, самостоятельно есть, приучен сидеть на занятиях, внимательно слушать), как правило, затруднений не возникает. Проблемы могут появиться, если родители вовремя не позаботились о том, чтобы правильно соотнести режим ребенка и детского сада, или если в семье ребенку уделялось повышенное внимание, его ни в чем не ограничивали, беспрерывно развлекали. В большом коллективе обеспечить ребенку привычное количество внимания и полную свободу невозможно, поэтому, не видя «должного» отношения со стороны взрослых в детском саду, такой ребенок испытывает неизбежные трудности и, как следствие, сильный стресс. Мама нервничает, предполагая, что ребёнок капризничает и отказывается идти в детский сад, потому что там к нему плохо относятся. На самом же деле причина вовсе не в отношении к ребенку, а в том, что он не вписывается в режим детского сада и в коллектив детей.

5. Некоторые родители очень болезненно реагируют даже на небольшую царапину или синяк, принесенный ребенком из детского сада. Ответной реакцией может быть претензия к воспитателю, который «недосмотрел» за ребенком, или агрессия по отношению к «злостному обидчику». Излишняя же озабоченность родителей только нервирует ребенка, настраивает его против детского сада. «Кто тебя толкнул? Почему он тебе так сказал? А был ли ты первый? А почему тебе не дали стихотворения? А почему тебе воспитательница положила одну котлету, а не две?» — будучи наблюдательными, дети быстро понимают, что взрослого интересуют прежде всего негативные рассказы о детях или воспитателях, и, подстраиваясь под родителя, ребенок начинает сочинять такие истории «специально для мамы». Это обычно происходит в возрасте 5—6 лет, когда дети уже понимают, как можно манипулировать людьми. Искусственно создавая конфликт, они стоят в стороне и смотрят, «что произойдет», получая от этого удовольствие и утоляя свое любопытство. Поэтому родители должны научиться спокойно и с пониманием относиться к таким вещам.

6. Еще одна проблема — освоение образовательной программы. Ведь именно с воспитателей, а не с родителей спрашивают результат работы по стандартной программе. При этом вклад родителей не учитывается. Это провоцирует определенное напряжение. Очень часто у воспитателя возникают претензии к родителям по поводу того, что они не занимаются дома с ребенком.

7. Современные родители придерживаются различных методов и теорий воспитания, и часто бывает, что их концепция полностью противоречит принятой в детском саду системе. Поэтому, не информируя родителей на начальной стадии, мы закладываем множество конфликтов. Но родители должны также понимать, что привычные методы воздействия на ребенка могут не работать, когда он находится в окружении других детей.

 

Как говорить с воспитателем о происшедшем?

1.  Выбор времени.

Для такого разговора необходимо время. Не стоит подходить к педагогу на прогулке, в то время, когда он проводит режимные моменты. Так же не стоит его «ловить» на улице вне рабочего времени. Время для разговора желательно согласовать.

2. Свидетели, нужны ли они?

Избегайте случайных свидетелей конфликта. Не стоит выносить такого рода проблемы на родительские собрания, обсуждать в личных беседах с другими родителями, устраивать разбирательства или обсуждения поведения воспитателя в присутствии ребёнка или при чужих детях.

3. Дипломатия.

Не забывайте здороваться, прощаться и соблюдать нормы этики при общении с педагогами и работниками учреждения! Начинайте разговор с воспитателем всегда с нейтральной темы. Например, «Мне хотелось бы узнать, как сегодня прошёл день у моего ребёнка, как он отвечал на занятиях, как себя вёл». Если у педагога есть претензии – он их обязательно выскажет.

4. Только факты.

Рассказывая о конфликтной ситуации, используйте только факты! Без лишних эмоций и обвинений расскажите о том, что услышали от ребёнка. Больше задавайте вопросы, уточняйте и переспрашивайте. В свою очередь сами не стройте почвенных догадок и предположений.

5. Разговор только о своих проблемах.

 В разборе конфликтной ситуации никогда не используйте аргументы типа: «другие дети тоже так себя ведут», «в нашей группе есть родители, которые тоже недовольны вашим отношением к их детям», «а я слышала от других родителей…» и т.д. Опускание на уровень «базарных сплетен», перекладывание вины на других детей никогда не принесёт конструктивности в диалоге и положительного исхода в решении проблемных ситуаций. Вы пришли разобраться в конкретном происшествии, значит и должны говорить только о своей ситуации.

6. Педагог, как профессионал и помощник.

Если о педагоге у вас сложилось впечатление как о грамотном и профессиональном педагоге, и отношения не складываются только с вашим ребёнком, не стесняйтесь обратиться к нему за помощью. Задайте прямой вопрос: «Каким он видит благополучный выход из сложившейся ситуации и что может посоветовать вам и ребенку»?

В заключении хотелось бы напомнить, что все первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – родители. Культура общения (знание правил и норм общения и поведения), культура деятельности (бережное уважение к вещам и предметам, аккуратность, основы гигиены, самостоятельность, первые трудовые навыки) формируются именно в семье. 

 

Помните:

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители – пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит!

(Себастьян Брандт)

Комментариев нет:

Отправить комментарий