19 апреля, 2018

Картотека дидактических игр по ПДД «Учим детей, играя»


«Собери дорожный знак»
Цель: Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей; через содержание картинок закреплять
знания детей о дорожных знаках и правилах дорожного движения. Развивать мышление, внимание, память. Активизировать речь детей.
Игровое правило: За определенное время правильно собрать дорожный знак
Игровые действия: Поиск, складывание частей картинки.

«Распредели знаки по группам»
Цель: Закреплять имеющиеся у детей знания о дорожных знаках. Учить группировать их по группам. (предупреждающие знаки, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса).
Развивать мышление, внимание, память. Активизировать речь детей.
Игровое правило: За определенное время разложить знаки по группам
Игровые действия: Поиск, распределение по группам.

«Наша улица» (на макете)
Цель: Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы. Закрепить представления детей о назначении светофора. Учить различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные), предназначенные для водителей и пешеходов.
Игровое правило: С помощью кукол дети разыгрывают различные дорожные ситуации на макете.
Игровые действия: Разыгрывание дорожных ситуаций

«Светофор»
Цель: Закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах. Закрепить представление о сигналах (красный, зеленый)
Игровое правило: С помощью кружков дети переключают светофор, затем объясняют назначение каждого сигнала.
Игровое действие: Выкладывание сигналов светофора

«Угадай, какой знак»
Цель: Учить детей различать дорожные знаки. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Игровое правило: Отгадывание знака по описанию.
Игровое действие: По описанию найти знак

Игра на макете «Помоги пешеходу пройти безопасный путь»
Цель: выявить знания и практические умения детей по ПДД.
Материал: макет с изображением дороги, перекрёстков, дорожные знаки, светофоры, фигурки пешеходов.
Задание: Ребёнку предлагается провести пешехода по определённому маршруту на макете с соблюдением Правил дорожного движения и объяснением своих действий при движении.

«Собери дорожный знак»
Цель: выявить умения детей запоминать дорожный знак, его отличительные особенности и собирать из отдельных частей.
Ребёнку предлагаются из разрезанных картинок собрать дорожный знак и правильно его назвать.
Задание: Собрать дорожные знаки разных групп (разрешающие, запрещающие, предупреждающие, сервиса и др.)

«Подбери дорожный знак к ситуации»
Цель: выявить знания детей о дорожных знаках (название, внешний вид, назначение)
Ребёнку предлагаются картинки с различными ситуациями, иллюстрации дорожных знаков.
Задание: подбери дорожный знак к ситуации.
 
«Дорожное домино»
Цель: выявить знания о дорожных знаках, умении различать по форме, цвету, назначению, находить дорожный знак по внешнему виду
Задание: найди такой же знак и правильно назови.

«Угадай транспорт»
Цель: закрепить представления детей о транспорте, умение по описанию узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
Материал: картинки (карточки) с изображением транспорта.
Ход игры: Воспитатель загадывает детям загадки о видах транспорта. Кто первым из детей отгадает, о каком транспорте идет речь в загадке, получает картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победитель.

Лото «Играй да смекай!»
Цель: учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; развивать умственные способности и зрительное восприятие; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
Материал: таблицы с изображением дорожных знаков, пустые карточки.
Ход игры: В игре участвуют 4 - 6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.

«Собери знак»
Цель: закрепить знания детей о дорожных знаках и ПДД; развивать логическое мышление, внимательность; воспитывать культуру безопасного поведения детей на дороге и в общественных местах.
Материал: в конвертах разрезанные картинки – дорожные знаки, фишки.
Ход игры: Воспитатель рассаживает детей по экипажам и по общей команде (сигнал свистка) дети открывают конверты и складывают свои знаки из частей. Через 5 - 7 минут игра прекращается. Сколько знаков собрано правильно, столько очков получает команда. Можно заработать и дополнительные очки, если игроки правильно ответят, как называется знак и какое он имеет значение. За правильный ответ воспитатель дает экипажу фишку.

«Красный - зеленый»
Цель: закрепить представления детей о дорожных знаках; развивать внимание, логическое мышление, сообразительность, находчивость.
Материал: воздушные шары красного и зеленого цвета.
Ход игры: Нужно взять два шарика – зелёный и красный. Воспитатель дает ребенку в руку красный шарик, ребёнок – называет запрещающий знак. Если зелёный шарик, называет знак разрешающий, предписывающий. Не называет – выбывает из игры. А победитель получает в награду воздушный шарик.

«Машины»
Цель: формировать умение складывать изображение машины из деталей геометрического конструктора-мозаики, комбинируя различные фигуры, изменяя их положение на плоскости стола; развивать логическое мышление, умение составлять из частей целое.
Материал: схемы с изображением машин, состоящих из разных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг); детали геометрического конструктора – мозаики.
Ход игры: Воспитатель вместе с детьми рассматривают из каких частей состоят машины (кузов, кабина, колеса); ка-кие геометрические фигуры используются (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг). Далее воспитатель предла-гает из деталей геометрического конструктора – мозаики выложить изображение машины на плоскости стола, опираясь на схему.

«Игра в мяч»
Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках.
Материал: мяч.
Ход игры: Воспитатель с мячом встает в центр круга и бросает ребенку мяч, одновременно задавая вопрос. Тот отвечает и бросает мяч воспитателю. Игра проводится со всеми детьми по очереди. Воспитатель: По дороге кто идет? Ребенок: Пешеход. Воспитатель: Кто машину ведет? Ребенок: Водитель. Воспитатель: Сколько «глаз» у светофора? Ребенок: Два глаза. Воспитатель: Если красный «глаз» горит, то, о чем он говорит? Ребенок: Стой и жди. Воспита-тель: Если зеленый «глаз» горит, то, о чем он говорит? Ребенок: Можете идти. Воспитатель: Идут наши ножки по пешеходной… Ребенок: Дорожке. Воспитатель: Где мы автобус ждем? Ребенок: На остановке. Воспитатель: Где играем в прятки? Ребенок: На детской площадке.

«Слушай - запоминай»
Цель: закреплять правила дорожного движения и поведения пешеходов на улице, развивать связную речь, мышление, память, внимание.
Материал: жезл для регулирования дорожного движения.
Ход игры: Ведущий с жезлом в руке подходит к одному из участников игры, передает ему жезл и задет вопрос о правилах поведения пешехода на улице. «назовите одно из правил поведения пешехода на улице». – «нельзя переходить улицу перед близко идущим транспортом». Если ответ правильный, ведущий передает жезл другому участнику игры и т. д. нужно, чтобы ответы не повторялись, поэтому все должны быть внимательны.

«Кто больше назовет дорожных знаков?»
Цель: упражнять детей в узнавании и правильном назывании дорожных знаков, развивать внимание, мышление, память, речь.
Материал: дорожные знаки.
Ход игры: ведущий показывает знаки, дети отвечают, соблюдая очередность.

«Подумай – отгадай»
Цель: уточнить представления о транспорте и правилах дорожного движения; активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; воспитывать сообразительность и находчивость.
Материал: фишки.
Ход игры: Воспитатель задает вопросы детям. Кто из детей знает правильный ответ, поднимает руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.
Вопросы:
  • Сколько колес у легкового автомобиля? (4)
  • Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)
  • Кто ходит по тротуару? (пешеход)
  • Кто управляет транспортом? (Водитель)
  • Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)
  • Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта)
  • По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой)
  • Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП)
  • Сколько сигналов у светофора? (Два)
  • На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)
  • Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и полицейская машины)
  • Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл)
«Автомульти»
Цель: учить соотносить сказочного персонажа и его транспортного средства, правильно называть, развивать память, мышление, сообразительность.
Ход игры: Детям предлагается ответить на вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства.
1. На чём ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)
2. Любимый двухколёсный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед)
3. Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живёт на крыше? (Вареньем)
4. Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (Велосипед)
5. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету)
6. На чём летал старик Хоттабыч? (На ковре-самолёте)
7. Личный транспорт Бабы-Яги? (Ступа)
8. На чём поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (На поезде)
9. Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперед,
А за ним комарики... На чем летали комарики? (На воздушном шарике.)
10. На чём катался Кай? (На санках)
11. На чём летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре)
12. В чём плыли по морю царица с младенцем в «Сказке о царе Салтане»? (В бочке)

«Вопросы и ответы»
Цель: закрепить знания о ПДД, дорожных знаках, поведения на улице; развивать мышление, память, сообразительность, речь.
Материал: фишки.
Ход игры: Воспитатель делит детей на две команды, задает вопросы, дети отвечают, за правильный ответ вручается фишка. Побеждает команда, набравшая большее количество фишек.
1. Из каких частей состоит улица? (дорога, тротуар)
2. Где можно гулять детям? (во дворе)
3. Как надо вести себя в автобусе? (не кричать, тихо)
4. Где люди ждут транспорт? (на остановке)
5. Где можно переходить дорогу? (светофор, пешеходный переход)
6. Назови сигналы светофора? (красный, зеленый)
7. На какой сигнал можно перейти дорогу? (на зеленый)
8. С кем можно переходить дорогу? (со взрослыми)
9. Как называют человека, управляющего машиной? (водитель)
10. Из чего состоит машина? (кузов, кабина, колеса)
11. Где ездит транспорт, где ходят пешеходы? (по дороге, по тротуару)
12. Какими бывают дорожные знаки? (запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса, информационные, указательные, предписывающие знаки)
13. Как нужно обходить автобус? (подождать, когда уедет)
14. Назовите виды транспорта? (воздушный, водный, наземный)

«Это я, это я, это все мои друзья!»
Цель: закрепить правила дорожного движения, поведения в транспорте.
Ход игры: Воспитатель задает вопросы, если дети согласны, то хором отвечают: «Это я, это я, это все мои друзья!», а если не согласны – молчат.
Кто из вас, когда спешит, перед транспортом бежит?
Кто из вас идёт вперёд только там, где переход? (это я, это я.…)
Знает кто, что красный свет- это значит - хода нет? (это я, это я.…)
Кто летит вперёд так скоро, что не видит светофора?
Знает кто, что свет зелёный это значит- путь открыт? (это я, это я.…)
Кто, скажите, из трамвая на дорогу выбегает?
Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой? (это я, это я.…)
Кто из вас в трамвае тесном уступает взрослым место? (это я, это я.…).

«Четвертый лишний»
1. Назовите лишнего участника дорожного движения:
  • Грузовик
  • Дом
  • «Скорая помощь»
  • Снегоуборочная машина 
2. Назовите лишнее средство транспорта:
  • Легковая машина
  • Грузовая машина
  • Автобус
  • Детская коляска
3. Назовите средство транспорта, не относящееся к общественному транспорту:
  • Автобус
  • Трамвай
  • Грузовик
  • Троллейбус
4. Назовите лишний «глаз» светофора:
  • Красный
  • Синий
  • Зеленый

«Игра в слова»
1. Хлопните три раза в ладоши, услышав слово, относящееся к светофору. Объясните выбор каждого слова.
Словарь: два глаза, стоит на улице, перекресток, голубой сигнал, одна нога, красный сигнал, переход через улицу, помощник пешехода, зеленый сигнал, стоит дома.
2. Хлопните два раза в ладоши, услышав слово, относящееся к пассажиру. Объясните выбор каждого слова.
Словарь: автобус, маршрут, остановка, дорога, купание, чтение, сон, билет, кондуктор, перелет на самолете, пешеход, сиденье, салон, кровать.
3. Составьте рассказ со словами: утро, завтрак, дорога в детский сад, тротуар, магазин, аптека, перекресток, назем-ный переход, светофор, детский сад.

«Повороты»
Цель: развивать координацию движений рук (вправо, влево), зрительное внимание, мышление, умение выполнять команду, согласно знака в руках воспитателя.
Материал: знаки: «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», рули.
Подготовка к игре: Дети строятся в шеренгу лицом к воспитателю. Если игра проводится подгруппой из 6 человек, то детям раздаются рули. У воспитателя знаки: «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево».
Ход игры: Если воспитатель показывает знак «Движение прямо», то дети делают один шаг вперед, если знак «Дви-жение направо» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают направо, если знак «Движение налево» - дети, имити-руя поворот руля, поворачивают налево.

Комментариев нет:

Отправить комментарий